Фриц Перлз

Перлз пишет ("Гештальт-подход и свидетель терапии"):
"Пришло время, когда мы должны быть готовы сложить все куски вместе и посмотреть, можем ли мы добраться до центра нашего подхода".
Интересно. Мы находим у него работу, которой нет, скажем, у Фрейда и Юнга. Перлз старается осознать бессознательные, иррациональные корни своего подхода. И приходит к формулировке:
"Итак, все есть процесс сознавания. Давайте начнем с этого. Я сознаю. Вы сознаете. Стул сознает меня – может быть, в одну миллион миллионную долю единицы сознавания. Но я уверен, что сознавание в нем присутствует. Если мы примем это, исчезает еще одна дихотомия – дихотомия между объективным и субъективным".
Сравните это убеждение с методом Перлза работы со сновидениями. Тебе приснилось озеро? - тогда представь, что ты и есть озеро, и расскажи о себе.

У Фрейда и Юнга вопрос поставлен иначе: так, словно их подходы всецело рациональны, взращены в сознании и понятны им самим. Даже Юнг, который мыслит в пограничном состоянии между мистикой и рациональностью, он описывает бессознательные процессы, недоступные для полного понимания, однако при этом отлично рефлексирует свою рациональную, выверенно логичную позицию по отношению к этим процессам - как с ними следует иметь дело. У Перлза здесь шаг вперед: он признает, что корни его идей иррациональны, и поиск их воспринимает как особую, достойную описания проблему.

2006, 14 Июня
Павел Гуданец
Начало
2009-2017 © Павел Гуданец