Об отношении к Фрейду

В последние десятилетия сформировалось довольно негативное отношение к Фрейду и психоанализу. Например, в статьях постюнгианцев и трансперсональных психологов часто можно встретить пренебрежительное упоминание о пансексуальности Фрейда, вслед за чем ставится Юнг - поборник духовности, подлинный основоположник новой психологии.

Справедливо ли это? Я думаю, нет. Все-таки к Фрейду восходит наше понимание бессознательного и перипетий душевной жизни. Понятие сексуальности у Фрейда гораздо шире своего бытового значения; сексуальность по Фрейду - это воля к жизни вообще, общий положительный энергетический принцип. Сегодня мы говорим о psyche как о чем-то самостоятельном и исцеляем людей словом; до Фрейда psyche в духе махрового материализма рассматривалась исключительно неразрывно с "мясным субстратом", людей лечили всякой отравой (к сожалению, кое-где так лечат и сегодня).

Фрейду часто вменяют в историческую вину, что он делал из психоанализа догму и вытуривал инакомыслящих из своего общества довольно решительным образом. Однако давайте учтем исторический контекст психоанализа. Общеизвестно, что теория Фрейда стала мощным противовесом, антитезисом для тогдашней ханжеской морали. Фрейд определил новое русло для развития мировой культуры. Ясно как Божий день, что если бы Фрейд дал слабину и стал соглашаться на компромиссы, то от психоанализа и его влияния остались бы "рожки да ножки", ни два, ни полтора. "Ну да, конечно, инстинкт имеет какое-то значение, ну и пусть; забудем о том благополучно; подсознание - это Бог, дамы и господа; мы будем и впредь рассуждать о духовной сущности человека, закрывать глаза на статистику о внебрачных абортах, проецировать на ближнего своего мрачных тараканов и т.п." Фрейд, конечно, был авторитарен и перегибал палку, но спасибо ему за это. Он поставил новую психологию.

Юнг же, кажется, задался целью во всем противоречить своему учителю. При всем уважении к Юнгу, следует помнить, что он критиковал однобокий пансексуализм Фрейда, но сам придерживался однобокой пандуховности. Юнг предпочитал, например, закрывать глаза на эротический символизм в религиозных темах. В некоторых работах он лишь вскользь упоминает, например, сексуальную подоплеку понятия "лона Церкви" и таинства причащения - только для того, чтобы вскоре поставить акцент на духовном значении этого символа.

Однако на широком материале религиоведения и антропологии можно показать, что религиозные темы и понятия обладают глубоким, очень глубоким сексуальным подтекстом, это во-первых, и, во-вторых, что половой акт совершенно духовен и символичен. Секс - это нечто большее, чем буйство плоти; это священный танец и одухотворенный ритуал.

Я призываю психологов относится к памяти Фрейда с должным уважением.

2005, 24 Августа

Комментарии

Ваше имя
E-mail
Сообщение
Павел Гуданец
Начало
2009-2017 © Павел Гуданец