О необходимости феминизма

Сегодня, 8 марта, хороший день, чтобы рассказать о своих феминистических убеждениях. Но как же мужчине говорить о феминизме? Этак я, бородатый дядька, возьму да и влезу в хрустальный дворец высоких сопрано, вопрусь в царство расплетённых косичек, в пряничный домик принцесс. Это же что за моветон получается? Некоторые заподозрят автора в рисовке перед дамами. Другие укажут, что мужчина не вправе называться "феминистом", а надо говорить – "профеминист"; дескать, сударь может сбоку постоять. Не буду об этом спорить.

Просто я верю, что в феминистическом дискурсе желательно участвовать и мужчинам. Отнюдь не потому, что некий патриархальный легион должен в своих интересах следить за риторикой супостаток. А просто потому, что многие женщины хотят знать, что их услышали. Женское движение, полезное для общества, поддерживают многие люди – вне зависимости от пола.

Что-то из сказанного может показаться вопиющим трюизмом, но я хотел бы это проговорить. Главное, чтобы не показалось менсплейнингом (смайлик).

Есть десятки направлений феминизма. Я поддерживаю конструктивный феминизм, который заботится о правах женщин, но также ценит мужчин – не демонизирует их, не объявляет войну полов. Когда умные и талантливые люди – любого гендера, цвета кожи и вероисповедания – свободно процветают, не встречая "стеклянных потолков" и других искусственных препятствий – это один из верных признаков здорового общества.

Мы привыкли думать, что феминизм – это про сильных, независимых женщин. Но, в конце концов, это про свободу. Если дама строит не карьеру, а гегемонию на кухне; если она хочет, чтобы партнёр её отшлёпал; если ей нравится быть послушной – что ж, это её полное право. Желательно помнить, что это не биологический детерминизм или патриархальный диктат, а её личный, свободный (и, надеюсь, осознанный) выбор.

Шутка ли, средневековые схоласты спорили: "есть ли у женщины душа"? Ещё сто лет назад во многих странах мира женщины не имели права голосовать или занимать ведущие правительственные посты. К счастью, многое изменилось в лучшую сторону.

Однажды у меня случилась занятная дискуссия с противницей феминизма. Она сказала, что не видит никакой кабалы в прошлом. Она сказала: женщин эмансипировали для того только, чтобы они тоже встали за станок. Маховики капиталистического производства заработали вдвое быстрее – вот, стало быть, и вся цель эмансипации. Я удивился. Значит, Олимпия де Гуж, Мэри Уолстонкрафт, Анни Безант, Клара Цеткин, Эммелин Панкхерст, Эмили Мерфи, Бетти Фридан и многие другие – фантазёрки, которые боролись с ветряными мельницами, а не за свободу самовыражения и социальные права. О, прекрасные донкихотки! Что за "кабалу" они там навоображали? Моя знакомая упустила из виду одно милое обстоятельство: то, что в нашей дискуссии она посмела возразить мне, мужчине, – это тоже успех феминизма. )

К сожалению, радикальные перегибы неизбежны в любом открытом движении, даже самом достойном. Движение обрастает и такими сторонниками, которые, увы, дискредитируют его. Маятник уходит в крайности, и вот уже звучат фантазии о мире, в котором нет мужчин. Или случаются злоупотребления хештегом MeToo. Тарана Бёрк, автор слогана MeToo, говорит: "Нам необходимо сменить нарратив MeToo и увести его от гендерной войны между мужчинами и женщинами".

Закономерно, что на фоне упомянутых крайностей женщины нередко открещиваются от феминизма – точней, от его гротескного образа, который сложился в массовом сознании. Требуется доля смелости, чтобы назваться "феминисткой", – получается, встать рядом с оголтелыми мужененавистницами, – а после такого демарша, чего доброго, ещё замуж не позовут. Расцветает парадокс: наслаждаясь уже привычными правами и привилегиями, иная дама перестаёт ценить заслуги активисток прошлого. Или старается не замечать, что ещё многое предстоит улучшить.

Когда мы видим женщин на руководящих постах в бизнесе и политике (например, в Европе или России), легко может показаться, что феминизм свои задачи уже решил. Может показаться, что новые активистки лишь бесятся от хорошей жизни, занимаясь надуманными проблемами и пылко споря, например, о феминитивах. Но, я уверен, феминизм актуален. Даже в тех странах, где он уже многого добился.

Замечательный пример: проект "Сказки для девочек". Авторы проекта пишут: "Веками мировая культура изображала женщин и девочек прекрасными, но пассивными, уделяя больше внимания тому, как они выглядели, а не тому, о чём мечтали. Детская литература также унаследовала эту традицию. Мы не можем изменить прошлое, но можем придумать другие сюжеты, создавая новые сказки". Этот проект мне очень симпатичен, и, надеюсь, он вдохновит девочек будущего на замечательные подвиги.

Несмотря на праздник, упомяну и несколько грустных примеров:

* 2013 год, Пакистан. Мать двоих детей до смерти забили камнями её же родственники после того, как у неё нашли мобильный телефон.
* 2018 год, Малайзия. Двух женщин побили палками за секс в машине. Наказание привели в исполнение в зале суда в присутствии 100 человек. До того женщин побивали палками только за другие проступки, например, адюльтер.
* 2018 год, Иран. Гимнастка арестована за видео с танцами в Instagram. Она ведь танцевала с непокрытой головой. Более сотни активисток, выступавших против ношения хиджаба, арестованы в том году.
* С 2012 по 2019 годы во вьетнамских деревнях похитили более 3000 девушек в возрасте от 13 до 20 лет. С фальшивыми документами их ввозят в Китай и продают холостякам, которые не могут позволить себе жениться на китаянках. (Традиционный в Китае "выкуп невесты". В 2015 году, по оценкам ООН, на 10 китаянок приходилось 17 китайцев. Почему случился гендерный перекос – отдельная история, но в результате китайские невесты "подорожали".) Похищенные вьетнамки редко стремятся вернуться домой: там считается, что девушка, лишившись девичьей чести, покрыла свою семью позором. Зачастую вьетнамок похищают повторно (разлучают с мужьями и детьми), требуя выкуп у мужей.
* 2019 год. Садаф Хадем, женщина-боксёр из Ирана, провела свой первый международный бой во Франции и победила. После матча она сказала: "Эта победа принадлежит всем мужчинам и женщинам, которые пожертвовали свои жизни за Иран". Однако Садаф участвовала в поединке без хиджаба, а кроме того, тренировалась под руководством мужчины. Теперь в родном Тегеране её ждёт ордер на арест.

Я не люблю слоган из арсенала попсовой психологии: "Мужчины с Марса, женщины с Венеры". Как будто женщина и мужчина никогда не смогут понять, услышать друг друга. Как будто они из разных миров. Мне неприятна эта мысль. Можно бесконечно выискивать различия между гендерами, но такая установка порождает пропасть и одиночество, изолирует нас друг от друга. Поэтому я предпочитаю ставить акцент на сходстве, а не различии.

В завершение приведу слова, которыми Симона де Бовуар закончила классическую книгу "Второй пол": "В существующем мире человеку надлежит добиться торжества царства свободы; и чтобы одержать эту высшую победу, в числе прочего мужчине и женщине необходимо возвыситься над своими естественными различиями и заключить между собой подлинно братский союз".

2020, 8 Марта
Начало
2009-2024 © Павел Гуданец