Гёте, психоанализ и синхронистичность

В "Автобиографии" (1925) Фрейд пишет: "Рассказ о прекрасной статье Гёте «Природа», который я услы­шал на популярной лекции проф. Карла Брюля неза­долго до выпускных экзаменов, можно сказать, опреде­лил мое решение записаться на курс медицины". Этот факт показался мне занимательным и напомнил о другом штрихе. Юнг рассказывал семейную легенду, якобы его дед был внебрачным сыном Гёте. Также Юнг пишет: "Именно Гёте странным образом обусловил основные линии и решения моих внутренних конфликтов" ("Воспоминания, сновидения, размышления", 1961).

Обычное, казалось бы, совпадение высекает искру смысла, провоцирует игру ума. Гёте повлиял на выбор Фрейда, который далее в известной степени направил научные интересы Юнга. Фрейд, таким образом, вернул долг своему вдохновителю – через его потомка.

Впрочем, дальнейшее исследование показало, что статья "Природа" была приписана Гёте по ошибке. Настоящий автор – Георг Кристофер Тоблер (1757 – 1812) – швейцарский пастор, переводчик и писатель. Они с Гёте общались в Веймаре в 1780-1781 годах. Впервые статью опубликовал Tiefurt Journal (1783). Nature magazine её перепечатал под заголовком "Природа: афоризмы Гёте" (1869).

Словно замыкая круг сюжета, в 1930-м Фрейд был удостоен премии имени Гёте. На торжестве Анна Фрейд зачитала речь отца: "Гёте всегда высоко ценил Эрос, никогда не пытался принизить его силу. [...] Наверное, это не просто случайное совпадение, что в романе «Избирательное сродство» он к любви применяет идею, взятую из области химии – связь, о которой свидетельствует само название психоанализа".

К этому можно добавить слова Альфреда Адлера: "Когда-нибудь станет понятно, что художник – лидер человечества на пути к абсолютной истине. Среди поэтических произведений искусства, которые привели меня к пониманию индивидуальной психологии, в качестве вершин выделяются следующие: сказки, Библия, Шекспир и Гёте". (Ansbacher Heinz and Ansbacher Rowena. "The Individual Psychology of Alfred Adler. A Systematic Presentation in Selections from his Writings". New York: Basic Books, Inc., 1956.)

Влияние Иоганна Вольфганга фон Гёте на образованных европейцев было огромным. Однако не каждый европеец имел основания считать себя его прямым потомком, и не каждое эссе ошибочно было ему приписано, что делает данное совпадение более необычным. Должно ли нас удивить, что все ниточки в истории психоанализа ведут к Гёте? И Фрейд, и два первых "отступника" нового учения – отметили его ключевое влияние на становление своих взглядов.

Мы приходим к трём соображениям.

Первое – и самое бесспорное – состоит в признании объективных заслуг немецкого классика, идеи которого – издалека, не всегда очевидными путями – повлияли на развитие психологии.

Это соображение, однако, не объясняет всех фактов. В "Толковании сновидений" (см. редакцию 1919-го года) Фрейд сообщает: "Гёте, например, появляется в некоторых снах как символ отца (Hitschmann, 1913)". Патриарх немецкой культуры (как всякий "патриарх" и каждое "наше всё") щедро располагал к отеческим проекциям; европейцы почитали его как свою символическую первопричину. Юнг пишет: "Во мне как бы сошлись два человека: один школьник, второй [...] был пожилым человеком, он жил в восемнадцатом веке, носил туфли с пряжками и белый парик, ездил в наёмном экипаже с высокими колёсами, оборудованном козлами на пружинах с кожаными ремнями. [...] В те дни я часто путал даты, писал: 1786 вместо 1886, и всякий раз с чувством необъяснимой ностальгии. [...] Я подозревал, что это как-то связано с различными историями, которые рассказывали родители и родственники о моём деде. Но и это было не совсем так, поскольку дед родился в 1795 году, а значит, жил в девятнадцатом веке; более того, он умер задолго до моего рождения. Невозможно, чтобы я был идентичен ему. Эти мои догадки были тогда неотчётливы и походили на сны. Не могу сейчас вспомнить, знал ли я тогда о моем легендарном родстве с Гёте. Думаю, что нет, потому что впервые услышал эту историю от посторонних людей" ("Воспоминания, сновидения, размышления", 1961). Итак, Юнг подозревал, что отождествился именно с собственным дедом, однако смещение дат (типичный механизм бессознательного) запутывало дело. Деда, кстати, тоже звали Карл Густав, что укрепило отождествление с ним. Таким образом, Юнг получил возможность считать себя не только правнуком, но и – подсознательно, символически – сыном Гёте.

Можно удовлетвориться оценкой интеллектуального влияния и психологической подоплёки, но я чувствую, что без третьего соображения картина будет неполной.

Кто бы ни был фактически автором статьи "Природа", правда в том, что авторство Гёте стало для Фрейда психологическим фактом. Достоверно не известно, был ли Юнг в родстве с Гёте, но для Юнга эта легенда тоже стала фактом психологическим. Сгущение смысловых совпадений, упомянутых выше, намекает нам, что явление синхронистичности (термин Юнга) вспыхнуло – у истоков психоанализа. Фрагменты мозаики, рассеянные во времени и пространстве, охватывают многие годы в жизни людей из разных стран, однако эти фрагменты составили общий узор и предстали перед нами как единое смысловое целое. Впрочем, все перипетии столетней давности, способные укрепить нашу гипотезу, вероятно, навсегда останутся тайной.

Историю человечества можно считать художественным произведением, формой коллективного искусства. Это – книга, которую мы своими поступками пишем вместе. Каждый человек сам решает, какой внести вклад. Удачны ли отдельные главы исторической композиции и гармонично ли целое – любое суждение окажется неполным и, к счастью, преждевременным. Ясно, что никому не дано угадать общего замысла и всей композиции. Однако летопись открывается нам наподобие текста и по ходу дела может служить "генератором новых смыслов". Существуют ли эти смыслы онтологически или мы сами изобретаем их? Природа молчит, лукаво улыбаясь.

2019.08.18.

Источники

1. Sigmund Freud. "Selbstdarstellung". 1925.

2. Carl Gustav Jung. "Erinnerungen, Träume, Gedanken", 1962.

3. Georg Christoph Tobler. "Die Natur". 1783. Wikipedia: English, Deutsch.e

4. Sigmund Freud. "Ansprache im Frankfurter Goethe-Haus", 1930.

5. Ansbacher Heinz and Ansbacher Rowena. "The Individual Psychology of Alfred Adler. A Systematic Presentation in Selections from his Writings". New York: Basic Books, Inc., 1956.

6. Paul Rom. "Adler and Goethe". Individual Psychologist, Vol.1, Nov., 1963.

7. Birger Sachau. "Individual psychology in the teaching of foreign language and literature: a new approach in foreign language pedagogy and an Adlerian interpretation of selected works by Theodor Storm", 2004.

8. "The International Dictionary of Psychoanalysis". 2005.

9. Sigmund Freud. "Die Traumdeutung", 1900-1929.

10. Carl Gustav Jung. "Synchronizität als ein Prinzip akausaler Zusammenhänge", 1952.

2019, 18 Августа
Начало
2009-2024 © Павел Гуданец