Введение в соционику

Соционика - это интереснейшая психологическая типология, которую разработала в 70-х годах XX века литовка Аушра Аугустинавичуте. Соционика развивается по сей день и применяется на практике (проф-ориентационные центры, психологическое консультирование семей, рабочих коллективов и т.д). Хотя основания её очень просты, это настоящая "золотая жила" сведений о человеческой психологии. В этом популярном введении систематически изложены идеи соционики. Внимание также уделено некоторым нюансам, которые важны для понимания типологии, но не упоминаются в большинстве введений.

История соционики

В 1921 году появилась книга Карла Густава Юнга "Психологические типы". В ней Юнг рассмотрел множество существовавших типологий и выявил, что все они, используя разную терминологию, говорят об одном и том же. В результате Юнг ввел в рассмотрение:

1. четыре функции сознания, которые образуют две пары противоположностей (эмоции-мышление, интуиция-ощущение)
2. две противоположные установки сознания (интроверсия-экстраверсия).

В типологии Юнга тип определяется ведущей функцией (остальные три "выстраиваются в хвост") и установкой (ориентированностью) ведущей функции. Несколько цитат из Юнга:

"Ощущение устанавливает, что происходит фактически. Мышление позволяет нам распознать его значение, чувство [эмоция. - ПГ] рассказывает, какова его ценность, и, наконец, интуиция указывает на возможные «откуда» и «куда», заключенные в том, что в данный момент имеется. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат".

"Ведущая функция всегда является выражением сознательной личности, ее целей, воли, достижений, в то время как менее дифференцированные функции принадлежат к той категории, в которой события с человеком «просто случаются»".

Подход Юнга можно назвать дихотомическим. Есть три пары противоположностей:

мышление или эмоции
интуиция или ощущение
интроверсия или экстраверсия

Надо выбрать из каждой пары один полюс. Всего возможных альтернатив (типов) получается 8.

Но еще у Юнга в некоторых работах мимоходом упоминается, что кроме ведущей функции еще может варьироваться вспомогательная функция. Если ведущая - мышление или эмоции, то вспомогательная - интуиция или ощущение. Если ведущая - интуиция или ощущение, то вспомогательная - мышление или эмоции. Когда в Америке это решили учесть и добавили еще дихотомию "суждение или восприятие" ("judging или perceiving"), типов стало 16.

Изабель Бриггс Майерс и Петер Б. Майерс в "Различиях даров" пишут об этой новой дихотомии:

"Под ВОСПРИЯТИЕМ здесь понимается включительно процесс осознания предметов, людей, событий и мыслей. СУЖДЕНИЕ включает в себя процесс прихода к умозаключению о том, что было воспринято. Вместе, восприятие и суждение, которые составляют большую часть умственной деятельности людей, обуславливают многое из их внешнего поведения, поскольку восприятие - по определению - определяет, что люди видят в ситуации, и их суждение определяет, что они собираются делать по этому поводу. Таким образом разумно, что основные различия в восприятии и суждении приведут к соответствующим различиям в поведении".

"Есть время воспринимать и есть время рассуждать, и много случаев, когда обе позиции могут быть подходящими. Большинство людей находят одну позицию более подходящей, чем другую, чувствуют в ней себя как дома, и используют ее настолько часто в общении с окружающим миром, насколько это возможно. Например, некоторые читатели все еще следуют этим объяснениям с открытым умом; они - в данный момент используют восприятие. Другие читатели уже сейчас решили, что они согласны или не согласны; они - в этот момент используют суждение".

Возможно, Аушра Аугустинавичуте была знакома с этой расширенной типологией. В любом случае она пошла другим путём, который можно назвать аспектоническим (и типы у неё немножко другие, чем в американской типологии). Она рассуждала примерно так: "есть четыре функции, и каждая из них может проявляться и экстравертированно, и интровертированно. Значит, есть 8 функций - четыре интровертированные, четыре экстравертированные. И, конечно, в психике каждого человека присутствуют все 8 элементов. По модели Юнга получается, что только 4, но это у него неправильно".

Далее Аушра называет эти 8 элементов аспектами (то, что у Юнга называлось функциями). И говорит, что структура типа состоит из 8 ячеек (именуемых у Аушры функциями), и распределение аспектов по этим ячейкам определяет тип. Всего таких распределений 16, то есть всего 16 типов. Всё это вместе называется моделью А.

Кроме того, Аушра находилась под впечатлением еще одной теории, а именно теории информационного метаболизма Кемпинского. Это второй кит, на котором стоит соционика. Первая аксиома соционики: человек воспринимает информацию не сплошным потоком, а дифференцировано. Вторая аксиома соционики: существует именно 8 аспектов информации. В одних аспектах человек разбирается очень хорошо, информацию по ним обрабатывает очень уверенно, и, говоря по-юнгиански, это осознанные, дифференцированные аспекты. По другим аспектам человек осознает свою низкую компетентность и старается подтягиваться. Другие аспекты человека вообще не интересуют. По другим аспектам человек, сам того не замечая, малоосознанно накапливает информацию и, как говорит соционика, даже не для себя, а для окружающих. И тип определяет, какие из аспектов будут развитыми, какие отсталыми и т.д.

Дихотомический подход заключается в определении дихотомий типа - человек этик или логик, интуит или сенсорик. Аспектонический подход другой - распознается, как у человека работает тот или другой аспект, в какой функции он расположен. Оба подхода эквивалентны и взаимозаменяемы.

У Юнга одни типы главным образом мыслят, другие эмоционируют, третьи плавают в ощущениях, четвертые интуитивно работают со своим бессознательным, черпают информацию из него. Аугустинавичуте уже шла другим путем: в её теории речь идет об информации, стало быть, все типы - мыслят, только каждый о своём. Поэтому "мышление" Юнга у Аушры стало называться "логикой", "эмоции" - "этикой", "ощущения" - "сенсорикой".

Если применить дихотомический подход к типологии Аугустинавичуте, мы получим четыре дихотомии:

логика или этика
интуиция или сенсорика
интроверсия или экстраверсия
рациональность или иррациональность

Рациональный тип такой, у которого ведущий аспект - логика или этика. У иррационального типа ведущий аспект сенсорика или интуиция. Долгое время считали, что рациональность-иррациональность - то же самое, что в американской типологии суждение-восприятие. В середине 90-х выяснилось, однако, что это не так. Этот признак образует еще одно различие между соционикой и американской типологией. Другое различие состоит в том, что, в типологии Юнга, тип - это крайность, невротическая акцентуация, следствие негармоничного развития четырех функций. В типологии Аугустинавичуте, тип - это органичные рамки, в которых развивается личность.

Чтобы не говорить - "экстравертная сенсорика", "интровертная сенсорика", "экстравертная этика", Аушра ввела символические обозначения для аспектов. Здесь:

http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=97

Аушра описывает семантическое пространство каждого аспекта и их символы. Черные аспекты - экстравертные, белые аспекты - интровертные. Здесь:

http://evrika.tsi.lv/socion/

можно прочитать и об аспектах, и о функциях.
Вот классическая статья Вайсбанда (по этим прекрасным описаниям типов училось первое поколение социоников):

http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=102

Еще одна идея Аугустинавичуте, которой не было, насколько мне известно, прежде в типоведении - это теория интертипных отношений. Поскольку соционика (и типология Юнга) описывает не просто типы, но и их внутренние структуры (зная основные принципы, можно понять внутреннюю работу типа, подоплеку его таковости), то можно предвидеть и то, как будут развиваться отношения между представителями разных типов.

Конечно, далеко не всё зависит от соционики. Уровень культуры, интеллигентности, образованности, нравственности, опыт - всё это внесоционическое. Кое-что зависит от типа, кое-что нет.

По моим наблюдениям, социотип определяет не только то, как человек работает с информацией, и далеко не столько поведение, сколько базовые ценности человека. И очень часто люди, знакомые с соционикой, исходят из этого, сами не замечая, что вышли за рамки основного "информационного" подхода.

Наконец, стоит сказать, что в соционике все типы равны. Если кто-то неуважительно высказывается о каком-то типе, то это свидетельствует только об одном: личный опыт общения с представителями этого типа был у высказывающегося ограниченный и мало удачный. Потом всегда найдется кто-то, кто покажет силу и достоинство критикуемого типа. И всё встаёт на свои места. :)

Вот основные положения соционики. Можете побродить по Базе данных соционики:

http://evrika.tsi.lv/socion/

В этой таблице:

http://evrika.tsi.lv/socion/socion.php

каждый столбец соответствует типу. Строка соответствует дихотомии и говорит, как типы распределяются по полюсам этой дихотомии. Например, 1 на пересечении строки и стобца условно обозначает, что данный тип - экстраверт, 0 - что интроверт.

Пощелкайте в таблице по названиям дихотомий и по обозначениям типов. Там есть описания типов разными социониками и много характерных, типных цитат из разных писателей, поэтов, философов.

Аспекты и функции

Итак, соционика - это нечто большее, чем типология личности. Это еще и типология межличностных отношений, и типология аспектов информации, и типология психических функций, которыми обрабатываются аспекты.

Важное требование к любой типологии - она должна быть полной и однозначной. Типология полна, если все описываемые объекты попадают хотя бы в один тип, и нет неучтенных объектов. Типология однозначна, если каждый объект попадает в один и только в один тип.

Давайте с этой точки зрения приглядимся к 8 аспектам информации. Очевидно, в эту классификацию должно входить всё-всё-всё, что когда-либо сообщалось или будет сообщаться. Всё, что только человек способен знать, мыслить - так или иначе находится в ведении одного из аспектов информации. Значит, аспекты эти должны быть весьма широкого, фундаментального охвата. Их задача - выявить все основные категории человеческого мышления.

К аспектам тоже можно применить дихотомический подход. Так, информация может быть об объекте, а может быть об отношении (о поле) между объектами; о статике объекта/отношения и о динамике (развитии) их; о содержании и о форме. Перед нами три пары противоположностей, которые и образуют 8 аспектов информации:

По признакамНазваниеЗнакСемантика аспекта
внешняя статика объектаэкстравертная сенсорикаформа, объем, количество, энергия, практика, цели, деньги, ресурсы, сила, воля, авторитетность, нажим, давление, власть, уважение, преимущества, стабильность, устойчивость объекта
внутренняя статика объектаэкстравертная интуицияуникальность, специфика, предназначение, содержание, смысл, перспективы, скрытые таланты и сферы приложения, проницательность, эксцентричность
внешняя статика отношенияинтровертная логикасистема, структура, логика, иерархия, порядок, хаос, классификация, сопоставление, анализ, расположение объектов в пространстве, адекватность, логические взаимоотношения
внутренняя статика отношенияинтровертная этикапритяжение, отталкивание, симпатия, антипатия, увлеченность, охваченность чем-то, одержимость, заинтересованность, привязанность, традиции, вежливость
внешняя динамика объектаэкстравертная логикапроцесс, алгоритм, последовательность действий, технологичность, целесообразность, эффективность, конструктивность, труд, закономерность, методы, планирование
внутренняя динамика объектаэкстравертная этикаэмоции, настроение, волнение, чувство такта, деликатность, чуткость, нравы, грехи, добродетели, нравственность, гуманность
внешняя динамика отношенияинтровертная сенсорикагармония, равновесие, чрезмерность, крайности, согласованность, композиция, красота, здоровье, понимание физического состояния, комфорт, уют, удобство, стиль, грация, нежность
внутренняя динамика отношенияинтровертная интуициявремя, своевременность, когда, координация процессов во времени, ритм, темп, скорость, готовность, зрелость, будущее, дальновидность, прозорливость, прогноз

Семантика аспектов описана выше ориентировочно. Скажем, человек с сильной интровертной сенсорикой прекрасно чувствует эстетические стили, сознательно и целенаправленно создает новые. Он безошибочно распознает "лишнюю ноту", которая нарушает гармонию стиля. Умело соизмеряет красивое и удобное. Отправляясь на прогулку с компанией, он думает о том, насколько гармонично его одежда будет согласоваться с одеждой его друзей. Человек с сильной экстравертной интуицией не думает о таких вещах. Он может даже не замечать, во что одет. Однако он может заговорить о сущности и смысловой подоплеке красоты. Человек с сильной интровертной логикой начнет классифицировать стили, создаст какую-нибудь периодическую систему. Такие нюансы показывают нам, что тип определяется не столько тем, о чем говорит человек (все трое говорят о красоте и стилях), а тем, как он об этом говорит (каждый через призму своих сильных функций).

Иногда очень хорошо чувствуется, по какому аспекту говорит человек, а иногда в его сообщении информация по аспектам координируется довольно причудливым образом - в таком случае можно пожелать только слушать этого человека дальше.

Если дихотомии аспектов выявляются, исходя из логических-гносеологоческих рассуждений, то дихотомии функций - исходя из наблюдений за тем, как люди разных типов работают с информацией. Вот эти дихотомии:

ментальная или витальная
сильная или слабая
акцепторная или продуктивная (воспринимающая или обрабатывающая)

Получаем восемь функций:

По признакамНазваниеПроявление функции
ментальная сильная воспринимающаябазовая, ведущая, программнаяСамая уверенная функция, через призму которой человек смотрит на мир. "Как это можно не уметь? Это же - как дышать". Функция определяет программу действий типа, которой человек следует совершенно сознательно и уверенно.
ментальная сильная продуктивнаятворческая, вспомогательнаяКаким образом человек реализует программу своей базовой функции. Эта функция очень гибкая, изобретательная. То, что воспринято и обработано базовой функцией (воспринимающей), далее обрабатывается творческой.
витальная сильная воспринимающаянаблюдательная, ограничительная, контролирующаяПо этой функции человек воспринимает информацию и не всегда отдает сам себе в этом отчет. При этом чурается излишеств по данной функции, ограничивает по ней свою деятельность, стремясь к некоему разумному минимуму усилий и необходимой информации. Если кто-то начинает по ней трудиться, невротически переусердствуя, то успокаивает, помогает нащупать меру.
витальная сильная продуктивнаядемонстративнаяПо этой функции человек любит показывать свое умение, перфектные способности, ювелирную точность. При этом действует без лишних слов и объяснений. Деятельность по этой функции осуществляется, можно сказать, фоном по отношению к деятельности ментальных функций.
ментальная слабая воспринимающаяролевая"То, что ожидает от меня общество, какого рода компетентность я должен проявлять". Это то, в чем очень хочется разбираться, важное условие счастья. Это условие, однако, дается от случая к случаю, и работа по этой функции требует некоторого напряжения. Недостаток информации по этой функции приводит к гиперактивной деятельности.
ментальная слабая продуктивнаяболевая, МНС (место наименьшего сопротивления)По этой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи. Неумелость по этой функции воспринимается как угроза своему благополучию и даже выживанию. "Пан или пропал", здесь нет полумер, только черное и белое. Переизбыток информации по болевой утомляет и вызывает напряжение, а люди, которые прекрасно владеют этой информацией, вызывают настороженность. В то же время триумф по этой функции, даже самый мизерный, способен вызвать совершенно несоизмеримое эйфорическое чувство.
витальная слабая воспринимающаявнушаемая, суггестивнаяФункция внушаемая и несамостоятельная. Нуждается в позитивной подпитке извне. Советы и подсказки здесь никогда не бывают лишними, вызывают чувство благодарности. В силу своей ригидности эта функция становится областью особенной принципиальности. По этой функции обычно оценивают окружающих людей, в таком духе: "пунктуальный - значит, порядочный. Каждый человек должен быть принципиально пунктуальным", "понимает меня - значит любит меня", "веселит меня - значит очень хорошо ко мне относится", "каждый человек должен быть принципиально любезным, и не иначе" и т.д.
витальная слабая продуктивнаямобилизационная, активационная, референтная"Слепое пятно", по этой функции человек почти не воспринимает информацию, склонен недооценивать её значимость. Чрезмерное обилие информации по этой функции кажется просто скучным, зато очень хорошо идет в качестве "гарнира", фона для работы. Окружающие люди активизируют по этой функции, наполняют соком нашу собственную программу сильных функций.

Пожалуйста, обратите внимание на возможную терминологическую путаницу. Существует четыре продуктивных функции, и только одна из них называется творческой.

По Аугустинавичуте, при обработке информации, функции кооперируются в следующие блоки:

базовая творческая - Блок Эго
болевая ролевая - Блок СуперЭго
активационная внушаемая - Блок СуперИд
ограничительная демонстративная - Блок Ид

Связь блоков Эго, СуперЭго и Ид с одноименными инстанциями Фрейда следует считать гипотетической.

А вот и все 16 типов, весь социон, согласно модели А:









Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот"








Сенсорно-этический интроверт - "Дюма"








Логико-интуитивный интроверт - "Робеспьер"








Этико-сенсорный экстраверт - "Гюго"








Сенсорно-логический экстраверт - "Жуков"








Интуитивно-этический интроверт - "Есенин"








Логико-сенсорный интроверт - "Максим Горький"








Этико-интуитивный экстраверт - "Гамлет"








Логико-интуитивный экстраверт - "Джек Лондон"








Этико-сенсорный интроверт - "Драйзер"








Интуитивно-логический интроверт - "Бальзак"








Сенсорно-этический экстраверт - "Наполеон"








Логико-сенсорный экстраверт - "Штирлиц"








Этико-интуитивный интроверт - "Достоевский"








Сенсорно-логический интроверт - "Габен"








Интуитивно-этический экстраверт - "Гексли"

Название типа (например, "этико-интуитивный интроверт") образуется из аспектов блока Эго (базовая этика, творческая интуиция), а интровертность-экстравертность типа определяется интровертной-экстравертной направленностью аспекта, который находится в базовой функции. Общепринятые аббревиатуры - например, ЭИИ значит "этико-интуитивный интроверт", ЛСЭ значит "логико-сенсорный экстраверт" и т.д.

В каждом блоке находится один интровертный (белый) и один экстравертный (черный) аспект. Так срабатывается информация об объектах и об отношениях между ними.

Так же можно заметить, что все ментальные функции (на изображении - верхние четыре) содержат только либо статические, либо динамические аспекты. Это позволяет разделить 16 типов на статиков и на динамиков. Статик - это тип, у которого статические аспекты находятся в ментальных функциях и динамические аспекты - в витальных функциях. У динамика наоборот. Таким образом, у нас появилась новая дихотомия.

Признаки Рейнина

Статики мыслят застывшими картинами, "слайдами". Они рассматривают фиксированную ситуацию, выявляя в ней действующие силы, факторы, а также взаимоотношения и соотношения между ними.

Динамик же сосредоточен на развитии и течении структур, он выявляет ансамбль, гармонию, мерцание - ускользающий момент, который прекрасен. Талантливая поэтесса, сенсорно-этический интроверт, одно свое стихотворение начала выражением: "медовая протяжность жеста". Другой интуитивно-логический интроверт сообщает, что об отношениях (белая этика) с другим человеком он узнает только тогда, когда эти отношения каким-либо образом меняются.

Интересный это признак, статики-динамики. Все иррациональные экстраверты и рациональные интроверты являются статиками. И все рациональные экстраверты и иррациональные интроверты являются динамиками. Именно этот признак совпадает с признаком восприятия-суждения в американской типологии.

Обратите внимание: сначала в качестве базиса были взяты независимые (математически говоря, ортогональные) признаки, из которых образовалось 16 типов. И вот Аугустинавичуте стала замечать, что социон можно разделить пополам не только этими четырьмя дихотомиями, но и новыми, которые также ортогональны по отношению к первым четырем. Эти новые деления социона обладают своими вполне объективными свойствами.

Поясним это на примере. Представьте себе мини-типологию, которая, во-первых, делит людей на мужчин и женщин, во-вторых, делит людей на "сов" и "жаворонков". На основе этих двух дихотомий можно построить четыре типа:

женщины-"совы"
женщины-"жаворонки"
мужчины-"совы"
мужчины-"жаворонки"

Теперь рассмотрим новое деление этих четырех типов, согласно которому - на одном полюсе окажутся женщины-"совы" и мужчины-"жаворонки", а на другом женщины-"жаворонки" и мужчины-"совы". А ведь это третья, новая дихотомия, которую мы изначально не учитывали при создании типологии! Теперь же мы достали её, словно волшебного кролика из шляпы.

   
   
   
   
   
   

Вот об этом и задумался Григорий Рейнин, талантливый ученик и последователь Аугустинавичуте. Сколько таких новых, взаимно независимых признаков можно построить? В одном интервью он пишет: "Кардинальным моментом во всем этом было осознавание того, что множество признаков представляет собой группу [- математический термин. - ПГ], а следовательно, есть прекрасно разработанный математический аппарат для работы с типологическими писаниями". И Рейнин вывел математическую формулу, которая показывает точную взаимосвязь между количеством типов и количеством дихотомий.

Там, где было всего 4 признака, их стало 15. С практической точки зрения, это потрясающее достижение, которое позволяет строить еще более точные тесты на определение типа, с проверкой по всем 15 шкалам. Стоит добавить, что любые два типа совпадают по 7 и не совпадают по 8 признакам.

Признаки Рейнина выведены формально, математически. Это не гарантирует того, что они обладают каким-либо объективным смысловым наполнением. Применительно к той или другой типологии может оказаться, что выведение новых признаков - это формализм чистой воды, мы не выявляем реально существующих свойств типов. Однако в случае соционики, насколько мы сегодня можем судить, идея Рейнина сработала. Аугустинавичуте описала новые признаки и дала им первые ориентировочные названия. Надо признать, что эти названия не всегда удачны и некоторые описания поверхностны, однако за последние годы в этой области наметился явный прогресс.

Таблицу признаков Рейнина, которая показывает, как типы распределяются по полюсам новых дихотомий, можно посмотреть в Базе данных соционики:

http://evrika.tsi.lv/socion/socion.php

Интертипные отношения

Сравнивая разные функции, можно заметить любопытную закономерность. Они образуют пары противоположностей. Например, базовая - действует очень уверенно, умеет позаботиться не только о себе, но и об окружающих, активно предлагает окружающим свои позиции и любит руководить; и с точностью до наоборот, внушаемая функция ведома и несамостоятельна. Ролевая плохо переносит недостаток информации, поэтому иногда ввергается в гиперактивность; ограничительная функция не любит переизбыток информации и стремится к умеренной деятельности. Такие же противоположности образуют демонстративная и болевая, творческая и активационная функции.

Давайте представим, что встретились два человека, типы которых таким вот образом "совпали пазами". Когда один действует и высказывается по своей базовой функции, второму это приходится на внушаемую. Когда один сигналит со своей болевой: "помоги мне!", у другого включается демонстративная функция, которая без лишних слов защищает болевую партнера. Такие отношения называются дополняющими, или дуальными, а типы, состоящие в таких отношениях - дуалами. Например, пара "Джек Лондон" и "Драйзер":

базовая творческая
болевая ролевая
активационная внушаемая
ограничительная демонстративная
Логико-интуитивный экстраверт
- "Джек Лондон"
Этико-сенсорный интроверт
- "Драйзер"

Теперь представим, что базовая одного приходится на болевую другого, и творческая одного приходится на ролевую другого. Это конфликтные отношения, и они, как и дуальные, тоже симметричны (обоюдны). Базовая функция свободно критикует окружающих и сама спокойно реагирует на критику. Она то и дело поднимает трудные и негативные вопросы, чтобы с ними как следует разобраться, и ожидает, что окружающие с этими вопросами тоже хорошо справляются. Вот и получается, что базовая функция, сама того не подозревая, ходит по чьей-то болевой, словно кошка по роялю. Кроме того, базовая любит смелые эксперименты, легко идет на риск, и всё это болевой другого кажется не иначе как самоубийственным сумасбродством. Более мягко "стыкуются" творческая одного и ролевая другого, но и там не обходится без шероховатостей.

К счастью, соционика помогает понимать и преодолевать такие ситуации. Конструктивные люди, знакомые с соционикой, стараются не задевать болевую у других типов. Некоторые при общении с конфликтером стараются тормозить проявление своих сильных функций. Считается, что дуальные отношения - наиболее благоприятные, раскрепощающие и гармоничные отношения во всем соционе. Однако это не стоит абсолютизировать: каждый род отношений по-своему перспективен. Существует замечательный афоризм: никто так хорошо не видит твои достоинства, как твой дуал, и никто так хорошо не видит твои недостатки, как твой конфликтер.

Итак, при аспектоническом подходе интертипные отношения определяются тем, как аспекты распределены по функциям. Отношения бывают симметричными и асимметричными, и их всего 16. Интертипные отношения можно определять и с точки зрения дихотомического подхода (как это сделал Григорий Рейнин) - через совпадение или несовпадение двух типов по разным дихотомиям.

Ниже приведена таблица интертипных отношений, с точки зрения аспектонического подхода. Показано, на какие функции собеседника приходятся Ваши базовая и творческая функции в разных отношениях. Показано, какие отношения являются асимметричными.

Вы находитесь в отношении
к собеседнику
Аббревиатура
Ваша базовая
приходится на
Ваша творческая
приходится на
ДуальныеДвнушаемаяактивационная
ПолудуальныепДвнушаемаядемонстративная
Родственныеробазоваяболевая
АктивационныеАактивационнаявнушаемая
Зеркальныезтворческаябазовая
Деловыедролеваятворческая
МиражныеМограничительнаяактивационная
Передатчик, соц.заказ (асимм.)Пдемонстративнаявнушаемая
Ревизор, соц.заказ (асимм.)Рболеваябазовая
Приемник, соц.контролер (асимм.)пактивационнаяограничительная
Ревизуемый, подконтрольный (асимм.)ртворческаяролевая
СуперЭгоролеваяболевая
Полная противоположностьппограничительнаядемонстративная
КонфликтныеКболеваяролевая
КвазитождественныеКтдемонстративнаяограничительная
ТождественныеТбазоваятворческая

2006, 3 Июня
Начало
2009-2024 © Павел Гуданец